Increase font size Default font size Decrease font size Narrow screen resolution Wide screen resolution Auto adjust screen size
OOPS. Your Flash player is missing or outdated.Click here to update your player so you can see this content.
You are here : Главная arrow Воспитательная система
Воспитательная система
Воспитательная система Печать E-mail
Автор Administrator   
25.09.2009 г.

Концепция воспитательной системы.

В соответствии с изменениями, происходящими в обществе, меняется и качество социальных ожиданий по отношению к воспитанию, которому отводится ключевая роль в воспроизводстве человеческого потенциала страны.      

Проблемы воспитания всегда были в центре внимания педагогического коллектива школы.     

Новые социальные требования к системе российского образования нацеливают  учителей  на максимальное  содействие развитию потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.      

Особенностями современного этапа развития являются личностная ориентация, вариативность образовательных моделей, динамичность развития, непрерывность образования, устремленность к инновациям, растущее стремление школы к открытости в обществе.Стратегическая цель программы развития школы на период с 2006 до 2011 года - создание системы непрерывного воспитания, максимально удовлетворяющей потребностям учащихся, родителей, общественности.  Модель выпускника – как стратегическая цель работы школы.    Модель выпускника – исходная теоретическая разработка, концепция, многие положения и идеи которой необходимо осуществлять на практике, опираясь на накопленный опыт.    Модель выпускника понимается как программа развития и совершенствования ученика с первого класса до выпуска.     Модель выпускника рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания. Выстраивая  предвосхищаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, совершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника- это не конечный результат. Не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.Выстраивая собственную концепцию воспитания, мы ориентируемся на два взаимосвязанных аспекта: личностный рост учащегося и построение открытого информационного пространства школы. Это логично подвело нас к определению выпускника школы как                              компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.Содержательно наполняя данный образ, мы определили такие его составляющие, как компетенции и качества личности.

Предметно- информационные компетентности предполагают умение работать с учебной информацией, критическое ее восприятие.

Деятельностно - коммуникативные компетенции проявляются в способностях субъектов образовательного процесса к сотрудничеству, к творчеству для достижения конкретных задач, в умении управлять собой, анализировать и организовывать деятельность, принимать решения.

Ценностно-ориентационные компетенции включают знания о нормах, ценностях, традициях культуры, систему отношений к миру, к себе, к обществу, основанную на потребностях, мотивах, эмоционально-ценностных ориентациях личности.Показателем сформированности выделенных компетенций являются следующие качества личности:- духовность, гуманистическая направленность, толерантность;- мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному к сознательному выбору;- коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать;- креативность, созидательность и конструктивность мышления.  После соотнесения целей и задач воспитательной системы школы с программой модернизации общего образования, концепцией профильного обучения, школой были определены стратегические направления инновационного развития на последующие годы:1. Создание системы непрерывного воспитания, обеспечивающего индивидуализацию воспитательного процесса и эффективное самоопределение.

 Показателями    данного направления будут являться: повышение  уровня развития базовых ценностей у  воспитанников;  результаты социализации выпускников.2. Интеграция информационно – коммуникативных технологий в воспитательный  процесс.

Показателями решения  данного направления будут являться: повышение результатов в олимпиадах, конкурсах  и   самореализация учащихся в творческих проектах.3. Создание профессиональной команды, эффективно решающей задачи развития воспитательной  системы в школе.

 Показателями решения  данного направления будут являться: рост категорийности,  подготовка кадров, способных эффективно использовать современные технологии.4. Выстраивание и реализация эффективно действующей модели общественно – государственного управления (ОГУ) воспитательным процессом в школе.  

Показателями решения  данного направления будут являться: открытость школы для общества, повышение статуса школы.5. Выстраивание широкой и разноуровневой сети дополнительного образования.

 Показателями решения  данного направления будут являться:  удовлетворение разнообразных образовательных потребностей учащихся, родителей и социума.  

Организация жизнедеятельности единого воспитательного коллектива  школы и процесс выполнения данных задач базируется на следующих принципах и ведущих идеях:непрерывность в воспитании;  индивидуально-личностное  содержание воспитания; единство всех педагогических  процессов; создание и демократизация воспитательной системы и постоянное расширение воспитательного пространства школы.Теоретической основой нашей деятельности являются ведущие положения о факторах развития. Процесс развития ребёнка сложнейшее явление общественной жизни. Оно обусловлено действием определённых факторов и условий. «Факторами называются те постоянно действующие обстоятельства, которые имеют существенное и даже определяющее значение в развитии изучаемого явления».[1] Факторы развития: наследственность, среда, воспитание.«С.Л.Рубинштейн показал, что воспитание и развитие являются двумя сторонами единого процесса. Ребёнок не обучается и развивается, но развивается, воспитываясь и обучаясь. В этом сложном процессе выступает новый фактор – активность самого ребёнка».[2]Фундаментом нашей воспитательной системы мы считаем гуманно-демократические воспитательные отношения. Это не диктат и не приоритет старшего над младшим, а глубочайшее признание за каждым учеником,  учителем,  родителем его достоинств  и  прав, создание условий  для реализации его творческого потенциала и возможностей, актуализация  способностей,  ответственности  за   свою жизнь и улучшение окружающей жизни.              

 Содержание и организация воспитательной работы обеспечивается всеми членами школьного сообщества как  субъектами  жизнедеятельности, организации и воспитания, это:     - учителя, учащиеся и родители;     - классные коллективы и клубные объединения;     - постоянные и временные советы,  временные творческие группы. Они действуют на всех этапах коллективной организаторской деятельности.              

 Г у м а н и с т и ч е с к и й   х а р а к т е р  отношений между участниками учебного процесса подразумевает:     - установку на ученика как на интересную,  неповторимую  личность;  на свободу выбора личности;     - взаимопонимание между учителем и учеником;     - доверительную атмосферу общения;     - доброжелательный тон учителя;     - уважительное общение на основе разумной требовательности;     - терпимость к альтернативным взглядам и высказываниям;     - умение детей выслушивать друг друга и т. п.              

 Пр и к л а д н о й    х а р а к т е р    т в о р ч е с т в аа) обеспечивает организацию  урока и внеклассной работы,  то есть органическое соединение урочной и внеурочной деятельности, обучения с жизнью ученика.б) использовать в работе со школьниками в ходе образовательного процесса методов:- самопознания и саморазвития учащихся;- развитие в учениках самостоятельности и ответственности за свои успехи и неудачи;- формирование самостоятельной оценочной деятельности учащихся;поощрение усилий школьников, направленных на достижение высоких результатов в различных видах деятельности.              

 Д е м о к  р а т и з а ц и я    подразумевает:Создание общественных структур управления школой; деятельность педагогического совета и профсоюзного комитета с целью социальной защиты учителей. Создание общественных организаций родителей для решения  вопросов защиты семьи и детства, проблем семейного воспитания. Участие выпускников школы в работе Управляющего совета школы.

Особенности организации воспитательного процесса:

1.Непрерывность – взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, социальное партнёрство, продолжение традиций.

2. Использование специализированных технологий– применение компьютеров, сетевых средств, мультимедиа технологий, специализированного программного обеспечения для подготовки школьников;

3. Модульность – возможность выбора кружков спецкурсов, отвечающих личным потребностям  учащихся;

4. Параллельность – возможность дистанционного обучения при совмещении получения среднего и профессионального образования.

7. Внедрение информационных технологий – технологий, основанных на компьютерном оборудовании, компьютерных сетях, мультимедиа системах.

8. Партнерство – возможность общения с социумом.

9. Самоуправление.- раскрытие и реализация организаторских и творческих способностей учащихся,  причастность к решению вопросов и проблем школы. Обновлённый воспитательный процесс позволит выпускнику

  • получить возможность для самоутверждения в значимых для него сферах деятельности
  • уметь строить социально партнёрские взаимоотношения  со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности
  • позволит проявить себя в ситуациях  свободного выбора пути профессионального роста и жизнеустройства

       Ожидаемые результаты.

  • Повышение уровня развития базовых ценностей у учащихся.
  • Повышение уровня школьного самочувствия обучающихся, обеспечение комфортности школьной среды.
  • Успешная социализация
  • Расширение социального партнёрства

Последнее обновление ( 09.10.2009 г. )